МБДОУ детский сад комбинированного вида №24 Г. Сергиев Посад

«Формирование математических способностей у дошкольников»

Ребенок очень много может усвоить в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, но очень насыщен познанием. Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путем проб и ошибок, постигая закономерности: в узкое отверстие нельзя втиснуть объемный предмет; чтобы мяч дальше катился, нужно его сильнее ударить. И многое, многое другое.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но не упорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важная часть их общей подготовке к школе, внимание к этой работе начинаем уделять со второй младшей группы.

Детей знакомим со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами реального мира. У дошкольника формируем представления о основных величинах, о простейших геометрических фигурах, о пространственных направлениях и отношениях, о длительности некоторых временных отрезков (день, ночь, месяц) .

Мы заботимся о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренной программой и, что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности, умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений у детей воспитывают привычку к точности, аккуратности, умению контролировать свои действия. Ребята убеждаются в том. Что любая неточность, неаккуратность в работе приводит к ошибочным результатам. Например: разложил предметы двух групп неточно друг под другом, и не видно, поровну ли их. Измерил неаккуратно – получил неправильный результат. Так в процессе обучения на занятиях по развитию математических представлений у детей воспитываем нравственные качества, необходимые будущему школьнику.

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений невозможно осуществлять без опоры на наглядность. На каждом занятии дети работают с наглядными пособиями, мелким счетным и другим материалом. Воспитывая умение пользоваться пособиями, поддерживать порядок на своем рабочем месте, мы приучаем детей работать организованно, так, чтобы ни одна минутка не проходила впустую.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

В математической подготовке предусмотренной программой, наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений.

На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером;2-3 раза в неделю. Во всех возрастных группах используются все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет - на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов.

Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения отдельно для каждой возрастной группы.

В летний период программный материал по математике повторяется и закрепляется на прогулках, в играх.

В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход. Предлагаемые детям задания последовательно, от занятия к занятию, усложняются, что обеспечивает доступность обучения. При переходе к новой теме мы  не  забываем о повторении пройденного. Повторение материала в процессе изучения нового не только позволяет углубить знания детей, но и дает возможность легче сосредоточить внимание на новом.

На занятиях по математике воспитатели используют различные методы (словесный, наглядный, игровой) и приемы (рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, дидактические игры и упражнения, подвижные игры).

Большое место в работе с детьми всех возрастных групп занимают методы развивающего обучения. Это и систематизация предлагаемых им знаний, использование наглядных средств (эталонных образцов, простейших схематических изображений, предметов-заместителей) для выделения в реальных предметах и ситуациях различных свойств и отношений, применение общего способа действия в новых условиях.

Мы  подбираем наглядный материал, соблюдая   требования:

- достаточное количество предметов, используемых на занятии;

- разнообразие предметов по размерам (большие и маленькие);

- обыгрывание с детьми всех видов наглядности до занятия в разные отрезки времени, с тем, чтобы на занятии их привлекала только математическая сторона, а не игровая (при обыгрывании игрового материала нужно указать ребятам его назначение);

- динамичность (ребята действуют с предложенном им предметом в соответствии с заданиями воспитателя, поэтому предмет должен быть прочным, устойчивым, чтобы его можно было переставить, перенести с места на место, взять в руки);

- художественное оформление.

Наглядный материал должен привлекать детей эстетически. Красивые пособия вызывают у ребят желание заниматься с ними, способствуют организованному проведению занятий и хорошему усвоению материала.

Есть несколько  «педагогических  заповедей», на  которые мы  опираемся  в   работе и  предлагаем  вам их  услышать, запомнить  и  применять:

- Ж.Ж.Руссо писал: «…чего не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро». У каждого ребенка свой срок и свой час достижения.

- Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться новому.

- В дошкольном возрасте нужно избегать отрицательных оценок ребенка и результатов его деятельности.

- Сравнивать результаты работы ребенка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей.

- Очень важно отвечать на все вопросы детей и заниматься с ними тем, что им нравиться.

- Принудительное обучение бесполезно.

- Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.

- Лучше слышат того, кто тише говорит.

Программа обучения дошкольников во всех возрастных группах содержит следующие разделы: количества, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.

Самое главное — это привить дошкольнику интерес к познанию.

14 сентября 2014 в 11:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.